Как формируется комплекс неполноценности
Как это часто бывает, эта болячка родом из детства. Основа у комплекса неполноценности - базовая ценность. То есть та ценность, которую дают нам в детстве родители.
На базовую ценность могу влиять куча разных обстоятельств. Формирование сообщения «ты - не ценен» может быть организовано очень по-разному.
Например, ранняя сепарация. Мама (или папа) расстается с ребенком. То есть, сообщение получается такое: «я не важен для мамы, я не ценен». И не важно, что у мамы какие-то сложные обстоятельства. Что ей, например, нужно работать чтобы прокормить себя и ребенка. То есть, по сути она делает это ради ребенка. Но в детском самоощущении это записывается именно как «я не ценен».
Или требовательная мама, которая при этом не дает поддержки и поощрения. Сообщение будет такое: «я недостаточно хорош, я делаю все не так, мама мной недовольна, мне нужно заслуживать ее любовь». Тут тоже ребенок не думает о том, что мама считает, что это важно для самого ребенка и для его благополучного будущего.
А может быть это результат того, что ребенок в детстве пережил беспомощность своего отца. Став свидетелем того, что его отец не способен на что-то, он словно потерял важную опору. И эта беспомощность и ничтожность своего отца и себя как отцовского продолжения, выросла вместе с ребенком.
Вариантов много. Каждый человек уникален и его травма тоже.
Здесь можно говорить и о стороне родителя. О его травмированной и травмирующей стороне. То есть те обстоятельства, в которые родитель помещает себя с ребенком как результат ее собственной психологической неблагополучности.
Здесь не про вину, но про ответственность. Череда выборов и последствий. И способности к рефлексии и ментализации. То есть, способности понимать собственные отклики на внешние стимулы, свои реакции и действие этих реакций на других.
Например, в первом случае можно говорить о том, почему мама организовывала свою жизнь так, чтобы тяжело работать и преодолевать трудности. То есть, какая травма в ней самой организовывала именно такую ситуацию.
Во-втором случае, можно говорить о том, какие комплекса были у самой мамы. Что и кому она хотела доказать через успешность своего ребенка.
В примере с отцом. Почему отец не проработал и ребенку не помог переработать этот опыт. Ведь травма случается не от самого обстоятельства. А когда полученный опыт расходится с внутренней картиной мира. То есть, не может в нее встроиться. И вот эта разница дает диссонанс. И если эту разницу во-время преодолеть, то травмы не случится.
В примере с отцом. У ребенка было представление (это нормально для детей) о всемогуществе своего родителя. И став свидетелем беспомощности, ребенок получает травму. Если отец объяснит ребенку, что такое бывает, расширит картину мира ребенка, то травмы не случится.
Таким образом, родитель, когда-то травмированный своим родителем, травмирует своего ребенка.